Нижегородский автомобильный рынок на взгляд автовладельца (исследование)

19.12.2005 14:00

Каковы перспективы развития автомобильного рынка Нижнего Новгорода? На эти вопросы отвечает исследование, проведенное в сентябре 2005 г. консультационным бюро "Деловая тактика" (в опросе приняли участие 606 автовладельцев города).

На взгляд автовладельца

В последние годы происходит интенсивная автомобилизация России. Постоянный и устойчивый прирост числа автомобилей наблюдается в первую очередь в крупных городах. Причем чем крупнее город, тем интенсивнее растет число автовладельцев. В Москве проблема автомобильного движения уже вошла в число наиболее актуальных, многокилометровые пробки на дорогах — явление ежедневное, хотя дорожное строительство ведется там весьма активно. В Нижнем Новгороде эта проблема становится все более ощутимой и в ближайшие годы встанет со всей остротой и перед жителями, и перед руководителями города.

Автомобильный рынок является одним из наиболее динамично развивающихся, но конкуренция здесь пока не достигла той остроты, которая характерна, например, для продуктового рынка.

Следует отметить, что российский авторынок имеет свою специфику и способен развиваться в направлениях, нехарактерных для аналогичных рынков развитых стран. Так, кроме традиционного сервисного обслуживания интерес для автовладельцев могут представлять такие пока еще несуществующие услуги, как мобильный шиномонтаж, круглосуточная служба по ремонту автомобилей, а также квалифицированная справочная и консультационная поддержка в местах ремонта, где работа осуществляется своими силами.

Слои автомобилизации

Качество жизни нижегородцев, их благосостояние имеют тенденцию к постепенному росту. Понятно, что в условиях поляризации различных слоев населения по имущественному признаку благосостояние нижегородцев неодинаково. Можно выделить пять имущественных групп: неимущие, мало­имущие, среднеобеспеченные, обеспеченные и зажиточные.

Примерно 13% нижегородцев по характеристикам их потребительского поведения можно отнести к группе бедных (неимущие и малоимущие), из них менее 1% являются владельцами исправных транспортных средств, чаще всего отечественных.

Среднеобеспеченные составляют половину жителей Нижегородской области (56%). Примерно 63% автомобилистов, являющихся представителями данной группы, — владельцы автомобилей отечественного производства, 37% имеют иномарки. Здесь немного повышен процент (против среднего уровня по всем группам) автомобилей старше 5 лет, а почти половина всех транспортных средств была приобретена в последние 2 года. Большинство средне­обеспеченных пользуются автомобилем ежедневно, но их основная работа не связана с его эксплуатацией. Четверть представителей данной группы садится за руль только несколько раз в неделю.

В группе обеспеченных (а таковых 25%) число владельцев отечественных и импортных автомобилей примерно одинаково. Почти половина автомашин здесь старше пяти лет. Процент новых автомобилей достаточно высок: 46% выпущены в 2001–2005 гг. 80% транспортных средств было приобретено за последние 4 года. Следует отметить, что эти автовладельцы эксплуатируют свои машины весьма интенсивно: 32% ездят ежедневно и помногу; 48% не пользуются услугами общественного транспорта.

В группе зажиточного населения (6%) четвертая часть ее представителей приобрели автомобиль в последние 2 года, а 35% — в 2001–2003 гг. В данной группе гораздо выше процент иномарок (68%), причем в основном это новые автомобили. Кроме того, почти половина зажиточных автомобилистов имеют второй автомобиль. Здесь немного повышен процент тех, чей автомобиль в год имеет пробег 21–30 тыс. км (26%) и даже более 50 тыс. км (16%). Почти все зажиточные ездят на своем автомобиле ежедневно и помногу (92%).

Распределение автомобилей среди нижегородцев выглядит следующим образом: на долю обеспеченных приходится 52% всего личного автопарка, но наиболее автомобилизированным слоем являются зажиточные горожане. Несмотря на свою немногочисленность (6%), они владеют более чем третьей частью автомобилей города (36%). И только 12% транспортных средств приходится на долю среднеобеспеченного слоя. Это означает, что автомобилизация зажиточного слоя составляет примерно 125–130%, обеспеченного — 35–40%, среднеобеспеченного — 4–5%, бедных слоев — менее 1%.

Путь к покупке

По способу приобретения транспортного средства среди нижегородских автомобилистов можно выделить три основные группы:

 приобретающие автомобили в автосалонах (34%);

 приобретающие транспортные средства у знакомых (31%);

 покупающие автомобили на авторынках.

Небольшой процент автовладельцев приобрели свой автомобиль по частному объявлению в газете.

Две трети автомобилей (64%) выпущены в прошлом веке, таким образом, налицо доминирование рынка подер­жанных авто.

Кредитными программами при покупке автомобиля воспользовались 12% нижегородцев, из них две трети приобрели свой автомобиль в автосалонах в течение последних 2 лет, что свидетельствует о росте автокредитования по сравнению с 2000–2003 гг. По кредитным программам чаще покупают автомобили марки ВАЗ, далее следуют Audi, Toyota, Ford, Hyundai, Daewoo. В основном, приобретаются машины не старше 5 лет.

Среди кредитующих организаций лидирующее положение на нижегородском рынке автокредитования занимает Сбербанк России (кредитными услугами здесь воспользовались 14,5% автовладельцев). За ним с небольшим отрывом следует Банк "Гарантия" (10,5%), далее МДМ-Банк и Банк Москвы (по 7,9%).

Что вызывает недовольство?

Определяя круг основных проблем, с которыми автомобилисты сталкиваются более или менее постоянно, респонденты отметили, прежде всего, рост цен на бензин (98%) и низкое качество дорог в Нижнем Новгороде и области (99%). Недовольство вызывают также пробки на дорогах (97%), нарушение правил дорожного движения другими автомобилистами (98%) и пешеходами (96%). Часто автомобилисты сталкиваются с проблемой отсутствия парковок, особенно в центре города (87%), коррупцией в рядах дорожной инспекции (84%). Многое из названного связано с проблемами роста автомобильного движения и с его организацией.

Однако следует отметить, что достаточно часто автомобилисты сталкиваются и с проблемами технического обслуживания автомобилей — дороговизной услуг и низким качеством запчастей. Это серьезная проблема для 72% нижегородских автомобилистов. Особого внимания заслуживают отсутствие мест для самостоятельного ремонта автомобиля и квалифицированной справочной поддержки по самостоятельному ремонту. Эти услуги являются достаточно перспективными в плане выхода на рынок. В данном случае можно говорить о большом рыночном потенциале — 41% автомобилистов испытывают необходимость в местах самостоятельного ремонта автомобилей в виде эстакад, специально оборудованных боксов и т.д. Это потенциальные потребители данной услуги при условии хорошей осведомленности о ее существовании.

Сервис на перспективу

Половина автомобилистов осуществляет ремонт своего автомобиля в автосервисах. Достаточно большая группа владельцев транспортных средств (25%) пользуется услугами знакомого мастера (механика), 15% ремонтируются в небольших частных автосервисах. И почти пятая часть автовладельцев занимается ремонтом своего авто самостоятельно.

Наиболее удовлетворены качеством обслуживания те, кто пользуется услугами знакомого мастера (механика). Среди тех, у кого бывают претензии к качеству ремонта и поведению персонала, больше половины — клиенты фирменных автосервисов.

Процент зажиточных автолюбителей, обслуживающихся в фирменных автосервисах, гораздо выше по сравнению с остальными. Это связано с классом автомобилей представителей данной группы. Новые иномарки, оснащенные электроникой, требуют высокого уровня технического обслуживания. Тем не менее среди представителей именно этой части населения достаточно большой процент недовольных качеством ремонта в фирменных автосервисах (12%).

Для 44% зажиточных автомобилистов отсутствие качественного автосервиса является существенной проблемой, но это значительно меньше по сравнению с показателями по среднеобеспеченному слою, в котором с данной проблемой сталкиваются почти 60% автовладельцев (разница связана с техническими характеристиками и возрастом транспортного средства). В силу того, что представители среднеобеспеченного слоя склонны к экономии, многие (30%) занимаются ремонтом автомобиля самостоятельно. Для них основной проблемой при техобслуживании является низкое качество запчастей.

Реализацию качест венного сервиса можно представить различными способами. Это могут быть специализированные площадки при автосервисах и шиномонтажах или же независимые точки для самостоятельного ремонта автомобиля, оборудованные соответствующим образом. Важным является наличие в таких местах квалифицированной поддержки по самостоятельному ремонту автомобиля: консультации специалистов, непосредственная помощь в проведении ремонтных работ. Заинтересованность в такой услуге высказали 30% автомобилистов. Потенциальными потребителями могут стать профессиональные водители, способные самостоятельно заниматься ремонтом своего автомобиля; автовладельцы, надеющиеся таким образом сэкономить; автолюбители, желающие заниматься ремонтом своего транспортного средства самостоятельно, но не имеющие для этого соответствующих условий; автомобилисты, недовольные качеством обслуживания в автосервисах. В местах самостоятельного ремонта возможна организация клиентской базы (учет автомобилей, пробег, прохождение ТО, консультации) — другими словами, индивидуальный подход к каждому, кто этого пожелает.

Существует также потребность в круглосуточных (экстренных) службах по ремонту автомобиля, так как нередко возникают поломки, которые необходимо устранить в кратчайший срок независимо от времени суток. Потенциальными потребителями данной услуги (при соответствующей рекламной поддержке) могут стать 38% автомобилистов. Возможно, что среди заинтересованных в существовании экстренных служб будут нижегородцы, имеющие один автомобиль, ездящие много, каждый день, а также те, кто занимается круглосуточным извозом, доставкой грузов.

Что касается услуги мобильного шиномонтажа, необходимость в ней существует у 29% автомобилистов, которые готовы воспользоваться ею при условии хорошей осведомленности о ее существовании. Такая служба может представлять собой сеть точек шиномонтажа по городу с единым головным офисом, занимающимся приемом вызовов по телефону "горячей линии" и распределением заказов по районам (ближайшим точкам от места вызова с целью экономии времени нуждающегося в услуге).

Либо это может быть одна служба шиномонтажа, где будет производиться ремонт, с несколькими точками хранения исправных колес и небольшим автопарком для доставки колес клиенту. Схема предоставления услуги проста — водитель, обратившийся в службу мобильного шиномонтажа по телефону, взамен пришедшего в негодность колеса получает временное, которое ему привозят по месту требования и устанавливают, забирая при этом поврежденное колесо в ремонт. За отремонтированным колесом водитель может подъехать в любое удобное для него время, либо заказать замену колеса по месту требования, но за отдельную плату. Одним из условий удачной реализации такой службы будет наличие единого телефона с хорошо запоминающейся комбинацией цифр и рекламная кампания — распространение информации самими службами шиномонтажа, автосервисами, реклама в печатных изданиях, по радио и ТВ.

Вероятнее всего, потребительский сегмент в данном случае будет состоять из людей, не стесненных в средствах. Клиентами могут стать представительницы прекрасной половины человечества, водители с небольшим стажем, люди преклонного возраста, в общем, все те, для кого замена колеса ассоциируется с техническим обслуживанием стратегического бомбардировщика. Возможность решить проблему быстро и качественно, не прибегая к традиционному способу (поездка в ближайший шиномонтаж), а с помощью телефонного звонка, да еще и в индивидуальном порядке — заманчивая перспектива для людей, дорожащих своим временем.

Когда страховка не подведет

Введение в России ОСАГО явилось стимулом для общего развития страхового рынка. Многие нижегородцы в дополнение к обязательному полису начали добровольно страховать автомобили от повреждений и угонов (78% владельцев транспортных средств пока воспользовались только обязательным страхованием автогражданской ответственности, 22% автомобилистов прибегли к услугам как обязательного, так и добровольного страхования).

В целом автомобилисты демонстрируют положительное отношение к вопросам страхования — 73% высказались в пользу ОСАГО. Большинство автовладельцев считают идею автогражданки неплохой, но форма ее реализации нажила себе немало противников — 27% автомобилистов выразили негативное отношение к ОСАГО.

Половина противников автогражданки (51%) считает, что ОСАГО — законодательно разрешенная форма отъема денег у населения. Кроме того, по мнению 40% автомобилистов, отрицательно относящихся к ОСАГО, данная процедура не дает реальной защищенности, ведь покрытия обязательного полиса в случае тяжелой аварии может не хватить, величина выплаты ограничена суммой 160 тыс. руб., к тому же ее получает потерпевшая сторона. 27% автомобилистов столкнулись с бюрократическими проволочками при наступлении страхового случая. Получить документы из компетентных органов для оформления страховой выплаты и раньше было проблемой, теперь же, ввиду массового характера страхования, эта проблема выросла до масштабов стихийного бедствия.

Некоторые респонденты считают процедуру обязательного страхования слишком дорогой. К списку причин отрицательного отношения к ОСАГО автомобилисты добавили еще несколько: "несоблюдение страховыми компаниями обязательств по страховым случаям"; "негибкая система (нет скидок за безаварийность)"; "не всегда езжу (особенно зимой)"; "страхование должно быть добровольным".

Группу автомобилистов, отрицательно относящихся к ОСАГО, составляют обеспеченные и зажиточные нижегородцы. Больше половины из них ездят на своем авто ежедневно и помногу, поэтому не исключено, что в ближайшем будущем эти автомобили могут быть заменены новыми (вновь приобретенными) и, следовательно, застрахованы. Почти 80% рассматриваемой группы опрошенных воспользовались услугами только обязательного страхования, и лишь пятая часть в дополнении к ОСАГО застраховала свои автомобили добровольно.

Владельцы и обязательного, и добровольного полисов в имущественном отношении — как правило, люди обеспеченные и зажиточные. Большинство имеют новые автомобили 2000–2005 гг. выпуска, которые были приобретены в автосалонах за последние 2 года. Чуть меньше 40% — владельцы автомобилей марки ВАЗ, остальные — водители иномарок.

Среди страховых компаний есть явные лидеры по числу застраховавшихся в них автовладельцев. На первом месте — страховая компания Росгосстрах, за ней с небольшим отрывом друг от друга следуют РОСНО и НАСТА, Ингосстрах и РЕСО-Гарантия. 

Денис Иудин