«Переобувка» с выездом

(48) Май 2006

Алексей ГРАММАТЧИКОВ

Шина должна быть на колесе. А иногда бывает на колесах и сам Шиномонтаж — мобильный и готовый «переобуть» машину в любом удобном для клиента месте. Выгодно или нет начинать подобный вид бизнеса?

На российском рынке выездная помощь по ремонту автомобиля — явление довольно распространенное. А вот выездной шиномонтаж — дело пока не совсем привычное и, можно сказать, экзотическое. Между тем в ряде крупных российских городов (прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге) уже активно работают несколько фирм, предоставляющих услуги выездного шиномонтажа.
Действуют по довольно простой схеме. Автовладелец звонит по телефону, и через некоторое время к нему в любую точку города подъезжает небольшой фургончик с бригадой мастеров — они быстро снимают с автомобиля клиента колеса и несут их в фургон, где все приспособлено для оказания услуг шиномонтажа. Здесь колеса оперативно «переобуваются» в новую резину и балансируются. Таким образом человек избавляется от необходимости стоять в очереди на обычном шиномонтаже и везти туда колеса для замены.

Александр Космодемьянский, один из руководителей компании «Шины на колесах»:
— Мобильный шиномонтаж — это, безусловно, удобная услуга для автолюбителей. Мы занимаемся ею вот уже несколько лет, и число наших клиентов быстро растет. Люди, которые пользуются нашим сервисом, понимают, что им теперь не нужно ехать в стационарный шиномонтаж и стоять там в очереди, что очень распространено в весеннее-осенний сезон массовой «переобувки» резины. Но главное — владельцу не нужно везти с собой комплект замены колес. Ведь основное неудобство — это именно достать, погрузить запасную резину в автомобиль, стараясь при этом не перепачкать салон или багажник.

Мобильный фургончик

Как устроен так называемый выездной шиномонтаж? Обычно он представляет собой фургон, сделанный на шасси небольшого коммерческого грузовичка. Допустим, на базе отечественной «ГАЗели» или на основе иномарки — Ford Transit, Volkswagen Transporter и др. В компании «Супершина», например, передвижные посты оборудовали на базе российских «ГАЗелей».

Владимир Родионов, руководитель отдела продаж компании «Супершина»:
— Почему использовали «ГАЗель»? Из того расчета, что российский автомобиль проще обслуживать, да и запчасти дешевле. Хотя справедливости ради следует отметить, что от базовой «ГАЗели» у нас осталась только кабина. Все остальное было подвержено серьезной конструктивной доработке. В частности, мы полностью переоборудовали кузов: заказали специального размера фургон, который поместили на шасси грузовичка. Кроме того, серьезно изменили и саму подвеску. Ведь оборудование, которое мы поместили в машину, далеко не легкое. Общий вес фургона увеличился до трех тонн, вот и пришлось серьезно усиливать подвеску. Мы сделали это за счет собственных решений: механики в нашем гараже придумали, как приладить некоторые детали от грузовых машин, усилить рессоры, днище кузова и т. д.

После выбора и подготовки «повозки» для мобильного шиномонтажа его нужно оснастить соответствующим оборудованием изнутри. Как известно, любой шиномонтажный пост базируется на трех основных «китах». Это шиномонтажный стенд, балансировочный станок и компрессор. Предложений на рынке данного оборудования — море. И среди них можно выбрать модели, которые подходят именно для мобильного шиномонтажа.

В. Р.:
— Мы довольно долго подбирали оборудование. Основное требование к нему заключалось в трех основных характеристиках: компактность, легкость и надежность. Компактность и легкость связаны с тем, что оборудование нужно помещать в довольно тесное пространство фургона. Ну а повышенная надежность необходима потому, что работать приходится не в таких щадящих условиях, как в стационаре. Ведь мобильный шиномотаж трясет на дороге, он подвергается сильному перепаду температур: зимой в машине бывает очень холодно, а летом — жарко. В результате мы остановились на пусть и несколько более дорогом, но очень качественном итальянском оборудовании марки Batler.

После того как оборудование выбрано, его крепят на полу фургона. Помимо шиномонтажного стенда и балансировочного станка тут еще размещается компактный компрессор, работающий на бензине, электрогенератор, вырабатывающий электричество, необходимое для работы станков. Подойдет не очень мощный бензиновый электрогенератор — достаточно на 6 кВт.
Наконец, не лишне иметь и дополнительную электро- или бензопечку для обогрева кузова в мороз. Вот, в общем-то, и все основное оборудование, которое необходимо для мобильного шиномотажа.
Помимо него мобильный пост следует оснастить различной мелочью: инструментом, домкратами, расходными материалами (грузиками и т. д.). Но даже когда все это загружается в мобильный фургон, в нем еще должно остаться достаточно свободного места. Во-первых, для комфортной работы: мастер, бортируя шину, не должен чувствовать себя слишком стесненно. То есть должно получиться небольшое, но просторное ремонтное помещение, а никак не тесная каморка, где нужно стоять в три погибели и обдирать локти с коленями об углы.
Более того, в некоторых случаях в фургоне может оставаться дополнительное место. Например, в фургонах компании «Супершина» в задней части есть еще пространство для стеллажа под запасные шины, где легко умещается более десятка запасных покрышек.

Работа на двоих

Итак, оснащенный мобильный шиномотажный пост готов. Следующий этап — подбор персонала. С этим также не должно возникнуть особых проблем. По мнению специалистов, оптимальный состав бригады — два человека: водитель и мастер.
Понятно, что первый должен отлично водить тяжелый автомобиль, причем в напряженном городском потоке, так как большая часть вызовов мобильных шиномонтажей приходится именно на город.
Второй сотрудник, непосредственно занимающийся шиномонтажными операциями, обязан иметь опыт работы в стационарном шиномонтаже, качественно и достаточно быстро выполнять все операции по бортировке, балансировке и т. д. Впрочем, идеальный вариант — взаимозаменяемость членов выездной бригады.

В. Р.:
— В среднем одна смена мобильного шиномонтажа может длиться 12 часов. Нагрузка серьезная, поэтому ребята должны помогать друг другу. Например, водитель занимается съемом одних колес с автомобиля, пока его напарник меняет шины и балансирует другие колеса.

Позвони мне, позвони

Следующий важный элемент — организация приема заказов и их координация с мобильными постами.
Самая оптимальная схема работы — отдельный диспетчер на телефоне, который принимает звонки от клиентов, детально объясняет им расценки, условия работы, уточняет время выезда и потом координирует все эти вопросы с экипажем (одним или несколькими) мобильного монтажа, передавая информацию о времени и адрес, по которому ждет клиент.
Впрочем, если такого отдельного диспетчера позволить себе трудно, можно передать функции приема и обработки заказов непосредственно бригаде. Но подобное осложняется тем, что звонки могут отвлекать бригаду от работы.
Однако если учесть, что члены бригады не всегда заняты работой и минимум 50 % времени проводят в дороге, когда один человек точно свободен, то, используя мобильный телефон, они вполне могут справляться с задачей приема звонков и самостоятельно координировать с клиентами режим оказания услуги.

Клиенты — в очереди

Но главный вопрос при организации мобильного шиномонтажа — наличие должного количества клиентов. Большинство опрошенных нами сервисменов, занимающихся такими услугами, заявили, что не жалуются на недостаток работы. Понятно, что, как и во всем шиномонтажном бизнесе, здесь есть яркая сезонность, пик которой приходится на весну и осень. Да, как и стационарные шиномонтажи, мобильные зимой и летом могут какое-то время простаивать. Однако в период спроса к ним выстраивается очередь на несколько дней вперед.

Андрей К., владелец автомобиля Audi:
— Мобильный шиномонтаж очень удобен. Пусть работы стоят несколько дороже, зато ты точно знаешь, в какое время к тебе прибудут. Не нужно ездить по окрестным шиномонтажам, искать свободные сервисы, стоять там в очереди. Наконец, не приходится самому грузить, пачкая себя и автомобиль, сменную «обувку» для колес.

По отзывам работников шиномонтажа, их клиенты — владельцы самых разных машин. Оборудование мобильного поста обычно рассчитано на работу со всеми типоразмерами колес легковых машин — от 12-го радиуса на «Оку» до 24-го на шины для джипов. Поэтому среди пользующихся услугами мобильного шиномонтажа есть владельцы практически всех автомобилей. Несколько больше среди них обладателей иномарок и женщин, которым выездной шиномонтаж особенно удобен — не только для «переобувки» машины, но и для экстренного вызова, когда, допустим, спустило колесо.

Услуги и расценки

Что касается конкретного перечня услуг мобильного шиномонтажа и расценок, то здесь необходимо отметить следующее.
Прежде всего, сам перечень работ у мобильного шиномонтажа не так широк, как у стационарного. Здесь не предлагают, например, услуги по ремонту и выправке колесных дисков.
Мобильный шиномонтаж обычно концентрируется именно на «переобувке». Другой перспективный вид работ — ремонт колес. Ведь именно выход из строя покрышек случается в самых неудобных для автолюбителя местах, вдали от дома и ближайшего стационарного шиномонтажа. Поэтому воспользоваться мобильным для человека, который оказался один на один с проблемой и которому не хочется пачкать, скажем, костюм, самостоятельно домкратить машину и лично менять пробитое колесо, очень удобно.
Правда, следует учесть, что услуги по ремонту колеса (заклеивание камеры и т. д.) требуют и установки дополнительного оборудования в мобильный пост. Это касается, например, всевозможных клеящих средств и зажимов или небольшой ванночки для обнаружения прокола. Впрочем, специалисты отмечают, что подобное оборудование не занимает много места и речь идет лишь о дополнительных небольших затратах на его приобретение.
Расценки же на услуги мобильного поста, безусловно, дороже тех, что предлагает стационарный. В среднем, например, в Москве работа выездных мастеров по «переобувке» четырех колес легкового автомобиля обойдется для заказчика на 300–500 руб. дороже обычного.
Примечательно, что компании, предоставляющие услуги мобильного шиномонтажа, в настоящее время ведут различную ценовую политику. Одни предпочитают закладывать расходы на вызов автомобиля в повышенную расценку на проведение работ, другие берут плату за вызов.

Владимир Родионов:
— Человеку психологически лучше знать, что вызов ему обходится бесплатно. Это, по нашему мнению, является более привлекательным фактором, чем если бы мы брали отдельные деньги за вызов автомобиля.

Александр Космодемьянский:
— А на наш взгляд, клиенту лучше сразу узнать, во сколько ему обойдется именно вызов мобильного шиномонтажа, чем брать более высокую плату за саму работу. Стоит ли лишний раз напрягать клиента, который потом обязательно начнет высчитывать, сколько же он переплачивает за выезд? А так все сразу ясно: за работу вы заплатите столько же, что и в стационаре, за вызов — дополнительно.

Инвестиционная привлекательность

Теперь о самом интересном: сколько может стоить запуск бизнеса по предоставлению услуг мобильного шиномонтажа, за какой срок он окупится и начнет приносить прибыль?
По оценке экспертов, в настоящее время общий объем первоначальных вложений в закупку автомобиля и его оборудование для мобильного шиномонтажа в среднем может составить $ 40 000–50 000 за один мобильный пост. Причем уже сейчас есть выбор: самому ли создавать или же приобрести готовый, «под ключ», из тех, что предлагают российские компании. Кстати, принципиальной разницы тут нет. И в том и в другом варианте затраты приблизительно одинаковы. В случае же самостоятельного создания подобной машины сэкономить реально примерно $ 5000, но взамен придется иметь головную боль по закупке оборудования и переоснастке автомобиля.
Что касается перспектив окупаемости, то специалисты утверждают: за смену (с 9.00 до 24.00 часов) мобильный шиномонтаж в силах обслужить максимум 10–15 клиентов. Это значит, что ежемесячный оборот одного мобильного поста при средней загрузке может достигать $ 1500–2000, а то и больше. Таким образом, работа мобильного шиномонтажа окупится за полтора года, после чего начнет приносить до $ 1000 чистой прибыли в месяц.

Возможные трудности

Конечно, работа по организации мобильного шиномонтажа может сопрягаться с рядом дополнительных трудностей. Например, нередко проблема связана со сложностью поиска места для парковки в городе самого фургона и для удобного подъема домкратами автомобиля клиента.
Еще один нюанс — выстраивание уровня балансировочного стенда. Как известно, он должен находиться обязательно в горизонтальном положении относительно земли, что весьма затруднительно, учитывая наши дороги. Но работники мобильных шиномонтажей и тут приспособились. Один из распространенных вариантов решения задачи — специальные подпорки под кузов фургона, которые могут быстро выстроить его горизонтально относительно земли.
Наконец, обязательное условие: во внеурочное время нужно хранить мобильные шиномонтажные посты в закрытых гаражах. Специалисты говорят, что эту дорогостоящую технику опасно оставлять без присмотра, так как найдется немало желающих «приделать ей ноги».
Главное же в данной теме то, что в эксплуатации подвижного шиномонтажа есть большой плюс: в отличие от стационарного, для мобильного поста не нужно искать землю и брать помещение в аренду. Да и какого-то специального оформления права предоставления подобных услуг не требуется. Разве что, так как шиномонтажный фургон весит более трех тонн, необходимо получить специальное разрешение для проезда в центр Москвы. Но все это вполне решаемо. Так что организация мобильного шиномонтажа может оказаться весьма привлекательным дополнительным бизнесом как для автосервиса, так и для частных предпринимателей.

Основные составляющие оборудования для мобильного шиномонтажа

Шасси автомобиля грузоподъемностью в 3 т
Корпус для фургона
Шиномонтажный стенд
Балансировочный станок
Компрессор
Электрогенератор
Дополнительная печка

Средняя цена всего мобильного поста — $ 40 000–50 000

Возможный срок окупаемости — 1,5 года

Возможная ежемесячная прибыль — до $ 1000 в месяц